Грохот горной реки заполняет весь мир вокруг,
 не оставляя в голове ничего кроме звуков бурлящего потока, 
и в этом шуме словно бы можно расслышать тихий шепот, 
произносящий твое имя.
Первая ночь в многодневном походе — это как дверь в другой мир. Еще вчера ты просто выбрался из цепких лап цивилизации, а сегодня ты уже и забыл про ее существование. Как будто бы ты всегда просыпался от солнечных лучей, пробивающихся через тент палатки.
Как будто бы каждое утро начинается с того, что ты разводишь костер. Как будто бы ты всегда завтракаешь крошечной порцией каши. Так, это не совсем вписывается в романтическую картину походов… но это их неотъемлемая часть.
Трек: Strava
В палатке становится жарко, а потому я выбираюсь наружу и начинаю приготовление завтрака. Несмотря на то, что это занятие уже давно могло бы превратиться для меня в настоящую рутину, я все еще получаю истинное удовольствие от каждого приготовленного мною завтрака в походах.
Их тут просто тысячи.
Доброе алтайское утро.
 Бесконечная зелень.
Походная кухня.
Но, вероятно, дело здесь далеко не в занятии, а в самой атмосфере походного утра. Это момент времени, когда ты полон сил и желания любоваться окружающей тебя красотой. За спиной еще нет тяжелого рюкзака, а твоя единственная задача — приготовить вкусную еду.

Многозадачное бревно.
Завтрак на двоих.
Путь домой.
Муравьиное шоссе.

После приготовления завтрака, я решаю подняться наверх, чтобы получше разглядеть красоту этих мест. Как говорится, высоко сижу — далеко гляжу.

Наш лагерь с другой стороны.
Путь наверх.
Подъем наверх без рюкзака оказывается куда проще, чем казалось на первый взгляд, но все равно не обходится без участков, где я вынужден карабкаться по скалам. Зато какой вид открывается сверху…

 Крошечная палатка на фоне гигантских гор.
Солнечная сторона.
Отсюда долина Кучерлы напоминает огромные ладони, между которых течет река, а вверх взмывают огромные хребты-руки, испещренные тысячами деревьев.

Чтобы далеко глядеть.
Можно подняться еще выше.
Когда я спускаюсь вниз мы начинаем собираться, ведь сегодня нам предстоит довольно долгий путь. Всего полчаса и от нашего присутствия здесь не останется никаких следов, не считая пепла от костра. Всего полчаса и это место останется лишь в наших воспоминаниях.

Маленькие ручейки.
Все дальше от цивилизации.
Тропа то спускается вниз к реке, то взмывает вверх, открывая просто невероятно красивые виды на Кучерлу. Даже фотографии не в силах передать ту чарующую красоту дикой горной реки, которая, петляя между островков хвойного леса, мчится вниз с оглушающим ревом. А над всем этим возвышаются зеленые горы.

Вторая часть отчета.
А впереди маячат снежные шапки куда более высоких гор. И рядом с этим гигантами ты чувствуешь себя крошечным, но в то же время сильным, раз ты здесь и раз ты движешься вперед.

Немного русского поля посреди гор.
Прочувствовать все величие природы.

Когда тропа приближается к реке, ты это понимаешь задолго до того, как видишь бирюзовую воду Кучерлы сквозь деревья. Потому что шум от дикой горной реки разносится на сотни метров, а когда ты к ней приближаешься, то шум превращается в оглушающий грохот.

Речной остров.
Вода камень точит.
Отличное место для привала, не считая шума реки.

Мы устроились на привал рядом с рекой, не просто для того, чтобы полюбоваться ей, но и чтобы набрать воды. Когда находишься рядом с бушующей горной рекой, то очень скоро твои уши привыкают к постоянному шуму, так что ты практически не замечаешь его, но начинаешь не говорить, а кричать, чтобы тебя можно было услышать.

Счастливое лицо туриста на привале.

Так что пока тропа шла вдоль реки, мы были еще молчаливее, чем обычно. Вообще у грохота горной реки есть какое-то особенное свойство: ее звук начинает заполнять тебя изнутри, погружая в водоворот мыслей. Несмотря на оглушительную громкость, река, в конечном счете, успокаивает и даже усыпляет.

Усыпляющий грохот.
Поверженные стихией.
Даже отдохнуть спокойно не дадут.
Уголок уюта.
Величие Кучерлы.
Не останавливаясь ни перед чем.

Тропа постепенно уходит вверх и усыпляющий шепот Кучерлы остается позади. Воздух сразу становится теплее, ведь от горной реки веет леденящим холодом, который пропитывает все вокруг.

Следуй за мной.
Грозное небо впереди.
И чистое небо позади.
Заснеженные вершины все ближе.

Время от времени путь нам преграждают затопленные участки. Несмотря на то, что глубина воды здесь совсем небольшая, ее оказывается достаточно для того, чтобы всего через несколько секунд в ледяной воде начало сводить ноги.

Выбираемся на берег.

Ты заходишь в воду и чувствуешь как приятная прохлада расползается по ногам, уставшим от долгой ходьбы. У тебя даже появляется желания остановиться и постоять в воде, но через пару секунд прохлада сменяется ощущением жгучего холода. А потом ты и вовсе начинаешь чувствовать, как сводит мышцы ног. Тогда ты пытаешься ускорить шаг и как можно быстрее выйти из воды, но ноги слушаются уже куда хуже.

Рюкзак размером с человека.
Причудливые формы.
 
Лес вокруг нас расступается и мы выбираемся на открытое пространство. Здесь такие места встречаются не так часто, но как же волшебно они выглядят: зеленые поля с россыпями цветов и одинокими деревьями, а вокруг — горы.
Одинокое, но величественное.
Безграничное царство зелени.
Извилистой тропой.
Царица этой долины.
Но в эту идиллию вновь врывается Кучерла, на сей раз не просто в качестве шумного соседа. Теперь она своими бирюзовыми водами затапливает все вокруг: лес, тропу, и даже пытается затопить установленную здесь беседку.

Когда лес становится рекой.
Последствия соседства с Кучерлой.
Преграды.
Беседка на острове.

Беседка здесь установлена не случайно — рядом находится местная достопримечательность: древние петроглифы. Но мне, если честно, подобные вещи малоинтересны: здесь веет куда большей древностью от самой природы, чем от каких-то  рисунков на скалах. Да и рисунки эти едва ли можно разглядеть.

Те самые петроглифы.
Простите, а беседку тоже я затопил?
А тропа где?
Масштаб.

И вновь пришло время тропе подниматься вверх, подальше от реки. Впрочем, это не только возможность отдохнуть от ее шума, но и гарантированно более сухая тропа, ведь в низинах довольно часто приходилось скакать по камням, обходя подтопленные участки.

Сквозь алтайскую зелень.
Природа добавляет красок.
Разлив Кучерлы.

День уже подходил к концу, и в теле постепенно накапливалась усталость. Идти становилось все труднее, а путь как будто бы и не думал заканчиваться. Да и скудная раскладка напоминала о себе постоянным желанием перекусить, но на сегодня у нас остался лишь ужин, так что приходилось терпеть и мечтать о том моменте, когда мы дойдем до ночлега и приготовим горячую кашу.

 На лугу пасутся кони.
И снова свобода.
Загадочные цвета алтайского солнца.

Однако, мысли о еде и усталости смогли отойти на задний план, когда Кучерла подарила нам один из самых запоминающихся видов за весь наш поход. На первый взгляд он ничем не примечателен, но чем дольше ты смотришь на бурную реку на фоне заснеженных вершин, тем сильнее влюбляешься в эти места и тем сильнее тебе хочется поставить здесь палатку и никуда не уходить. Ни сегодня, ни завтра, да вообще никогда. Ну, по крайней мере, до наступления зимы.

Кучерла во всей красе.
Лучшее место для привала.
Безопасная тропа.
Чтобы все разглядеть.
Прохладная тропинка.

По пути мы встречаем небольшие таблички, обещающие уставшим путникам лепешки, сыр и молоко, и, как ни странно, они нас здорово ускоряют. Ведь что может мотивировать туриста лучше, чем еда не из раскладки?

Прекрасное место для лагеря.
Вперед за едой.
Река стала чуть спокойнее.

Но ни сыра, ни молока, ни уж тем более лепешек, отведать нам было не суждено: кемпинг, где все это обещали, все еще готовился к открытию сезона, а потому туристов там не очень-то и ждали.

А вот и кемпинг.
Конепаркинг.
Охрана.

После короткого отдыха возле кемпинга, мы закидываем рюкзаки на плечи и продолжаем наш путь. Благо до предполагаемого места ночевки оставалась всего пара километров пути.

Приток Кучерлы.
Что питает горные реки.

Но поиск места для ночевки оказался не так уж и прост. Открытых участков больше не попадалось, и все встреченные места для палаток были прямо посреди леса неподалеку от реки. Да еще и спуск к ней зачастую выглядел очень небезопасно. А потому нам пришлось идти дальше, до тех пор пока мы не встретили Леху.

И раковина не нужна.

То, что впереди кто-то есть я понял еще до того, как мы вышли к очередному месту для палаток, — слишком явно запах костра выделялся на фоне естественных запахов природы. А когда мы выбрались из леса, то увидели парня, сидящего возле костра. Так и мы и познакомились с Лехой.

Скромный ужин.
Вот и растяжки пригодились.
И нам нашлось место под соснами.

Леха — это тот самый обычный русский парень с Урала, который отправляется в походы без карт и навигаторов, без специальной обуви и любого другого снаряжения. Он надевает старенькие берцы, хватает поношенный рюкзак, берет с собой топор, и идет за приключениями. Слушая рассказ о его походе, в него сначала трудно поверить, но когда ты смотришь на Леху, то понимаешь, что он не врет. Просто потому, что ему это не нужно.

Как закончить долгий день.

Сидели у костра мы недолго: тут сказывалась и усталость и усыпляющее действие реки. Так что вскоре мы отправились в нашу палатку, стоящую неподалеку от берега, и начали готовиться ко сну. Мы снова находились во власти Кучерлы. Грохот горной реки заполняет весь мир вокруг, не оставляя в голове ничего кроме звуков бурлящего потока, и в этом шуме словно бы можно расслышать тихий шепот, произносящий твое имя.

Станислав
iwatkot@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *