Но, в конечном, итоге вас ждет награда за страдания;
награда, которая перечеркнет все минусы подъема.
Этим утром Ставангер вновь порадовал меня отличной погодой — на улице было тепло и солнечно, я в последний раз собрал палатку и упаковал вещи в рюкзак. Настало время выдвигаться в город. Я добрался до автовокзала и выяснил когда уходит последний автобус до аэропорта Sola, сдал рюкзак в камеру хранения, купил немного еды на день и отправился к пристани.
Когда осталось совсем немного
Сегодня я собирался забраться на знаменитый Прекестулен, который еще называют «Кафедра проповедника», да и вообще как только не называют. Этот утес является одним из самых популярных мест в Норвегии, наряду с Trolltunga и Kjeragbolten.
На пристани я оказываюсь где-то за двадцать минут до отправления парома и покупаю так называемый round-trip за 250 крон. Этот билет включает в себя паром и автобус, причем в обе стороны, так что по меркам Норвегии это даже дешево. К моменту отправления на берегу скапливается немало людей, видимо посетить знаменитый утес сегодня хочу не только я.
Сегодня много машин.
Как всегда паром — это «бесплатный» аттракцион, с палубы которого можно любоваться прекрасными видами. Конечно, здесь уже нет таких пейзажей, как в Гейрангере, но полюбоваться все же есть чем.
Маленькие острова.
Возле пристани в Tau буквально в двадцати метрах расположена автобусная остановка, где вас ждет автобус, который отвезет вас на площадку, где начинается пеший маршрут до Прекестулена.
Вся правда о Preikestolen
Когда я планировал путешествие, то в сети нашел немало статей, где призывали оказаться от популярных туристических мест из-за того, что они просто наводнены туристами. Однако, глядя на невероятные фотографии с этого места все же очень хотелось там побывать.
Первое, на что вы обратите внимание, когда поедете туда на общественном транспорте — это то, что помимо вас в автобусе немало народу. Но это не идет ни в какое сравнение с тем количеством людей, которых вы встретите на самом маршруте.
Маршрут начинается с дороги, уходящей наверх под очень крутым уклоном. Поначалу количество встречающихся людей не такое большое, но постепенно скорость движения «колонны» туристов падает. Связано это по большей части с тем, что сюда идут люди совершенно без подготовки и уже спустя пару сотен метров я слышу причитания русских о том, как им тяжело подниматься. Тропа узкая и обгонять медленных туристов непросто — приходится быстро скакать с камня на камень, чтобы вырваться вперед и обнаружить, что впереди идут такие же.

Чтобы примерно понять, сколько здесь людей — вспомните как выглядит автобус, на котором вы ездите на работу в час пик и увеличьте количество людей в пару раз. Вы постоянно движетесь в очереди, из-за чего вы либо идете со скоростью толпы и дышите друг другу в затылок, либо бежите сбоку от тропы. К сожалению, очень часто второй вариант невозможен из-за того, что тропа узкая, но по большей части я старался двигаться таким образом. Потому что скорость подъема общей массы такая, что можно от скуки умереть.
Медленно, очень медленно.
Вот так выглядит филиал ада. Особенно сильно чувствуется контраст после маршрутов в Гейрангере или Согндале, где туристов я встречал крайне редко и радовался встречам с ними. Возможно кто-то скажет, что я преувеличиваю, но на самом деле преувеличить тут нельзя, потому что тут так много людей, что яблоку негде упасть. Может быть не для всех это является такой уж проблемой, но я не почувствовал от этого подъема никакого удовольствия, у меня было ощущение как будто бы я еду на эскалаторе.
Пробка немного рассосалась.
И хотя в норвежских путеводителях пишут, что маршрут этот не такой сложный и преодолеть его могут все, под «все» тут нужно понимать «все норвежцы». Потому, что для тех, кто раньше ходил от дивана до холодильника, этот подъем может превратиться в самый настоящий ад. Чем дальше мы идем, тем больше «по обочинам» появляется тех, кто не может идти наверх. Вот тучная дама села на камушек и еле дышит, а ее обмахивают полотенцем детишки. Среди всей толпы забавнее всего выглядят маленькие детишки, которые как ни в чем не бывало взбираются наверх, пока взрослые еле ползут или вовсе сидят, не в силах продолжать движение.
Добавим еще немного красоты.
Но в конечном итоге вас ждет награда за страдания; награда, которая перечеркнет все минусы подъема.
Иными словами, сам подъем на Прекестулен — это бессмысленное занятие, но конечная точка маршрута — это нечто невероятное и это нужно увидеть даже ценой подъема в очереди. Справедливости ради стоит сказать, что если выбрать для похода другое время (например поздний вечер или раннее утро), тут наверняка будет меньше людей.
На краю пропасти
После всех страданий, через которые я прошел забираясь наверх, я, наконец, увидел то, ради чего шел: утес, который выдается над чудовищной пропастью. К краю этого обрыва страшно подходить, но очень хочется заглянуть за него. А зрелище это очень впечатляющее, хотя у меня от взгляда в эту пустоту мурашки по спине ползли.
У того самого края утеса, где все делают фотографии, скапливается небольшая очередь. Впрочем, это ни для кого не секрет, поэтому желающие сфотографироваться сразу спрашивают «кто последний?». Пугаться этого не стоит, очередь там обычно всего из нескольких человек и движется она быстро: люди быстро садятся и фотографируются в заранее продуманных позах. Конечно время от времени встречаются некоторые индивидуумы, которую задерживают очередь, но это скорее исключение из правил.
Нет такого фото, считай не был в Норвегии.
Кстати сесть на край не так просто, как кажется. Это очень страшно, так что к нему приходится аккуратно подползать. Но красота тут не заканчивается на Прекестулене: тут повсюду скалы, на которые можно подняться наверх, побродить или просто посидеть.
Фьорды и серые скалы.
Крохотная точка внизу — это катер.
Бесконечность.
Летающий автобус
После обеда неподалеку от Preikistolen я отправился в обратный путь. И снова мне повсюду мешали толпы туристов, но на спуске оббегать их было значительно проще. Так что вниз я спустился гораздо быстрее, чем поднялся наверх. Во многом благодаря тому, что на некоторых участках действительно бежал, а не шел. Возвращение в Ставангер проходит точно таким же образом: автобус и паром. Как и в прошлый раз никто не стал проверять у меня билет, пока я плыл на пароме.
Приближаемся к пристани в Ставангере.
Еще один паром.
По возвращении в Ставангер я добрался до здания автовокзала, заглягул в расположенный в этом же здании REMA1000, чтобы купить продуктов, и не забыл зайти в 7Eleven за кофе, а затем в камеру хранения, чтобы забрать багаж. Чтобы отдохнуть и попить кофе я сел на скамейку в парке рядом с монументом в честь жителей Норвегии, которые помогли в «строительстве» США.
Вскоре подошел Flybussen, который и должен был отвезти нас в аэропорт. Кстати у водителей здесь повсюду есть специальные сумки, благодаря которым они очень быстро дают вам сдачу. На фоне современной Норвегии, где повсюду терминалы для оплаты по картам, выглядит это очень мило.
Необычная сумка.
Ночь в аэропорте
Мой рейс вылетал в семь утра, поэтому я решили, что будет лучше провести ночь в аэропорте, чем вставать спозаранку и добираться сюда утром. К тому же тут есть все, что нужно: отличный кофе в 7Eleven, Wi-Fi, розетки и туалет. А позже из сидений я соорудил и кровать. Впрочем, я не один провели тут ночь, позже к моему «лежбищу» присоединились и другие люди.

В терминале аэропорта Ставангер практически никого нет. Всего несколько человек сидят в разных углах просторного помещения, уткнувшись в свои телефоны, подключенные к розеткам. На стене терминала расположен огромный экран, по которому без перерыва крутят два рекламных ролика: про дорогие наручные часы и не менее дорогие апартаменты. Никто из сидящих не обращает внимания на огромный экран, и на еще восемь двухметровых экранов, на которых рекламируют отели, одежду и еще черт знает что. Все люди в этих роликах улыбаются, хотя на них никто и не смотрит. Где-то далеко отсюда, на вершинах скал работают ветряки. Где-то гидроэлектростанции используют мощные норвежские реки, чтобы обеспечить электричеством тысячи домов и миллионы рекламных щитов и экранов. Забавно, в погоне за экологически чистой энергией, даже развитая Норвегия, где повсюду можно увидеть электромобили, как будто бы закрывает глаза на этот бич человечества. Неужели все эти невероятные сооружения, создающие энергию, создают ее лишь для того, чтобы гигантские экраны без перерыва крутили никому не нужные ролики о наручных часах?..
Упаковав багаж, я решаю, что мне не помешает немного поспать.
Мастер упаковки.
Типичный турист.
Просыпаюсь я, когда на мой рейс уже вовсю идет регистрация.
Полечу на этом розовом красавце.
Ну а дальше все идет по вполне обычной схеме: сдать багаж и добраться до выхода на посадку. Как только в самолете гаснет индикатор «пристегните ремни», а стюардесса напоминает, что лучше их не отстегивать я включаю музыку и смотрю в иллюминатор. Мое путешествие почти подошло к концу.
В салоне самолета стоит громкий гул. Сзади раздаются крики ребенка, и я нажимаю на небольшой белый треугольник на экране телефона. В наушниках начинает играть громкая музыка; песня которую за эту поездку я послушал не один раз. Don’t you look back… После ночи на сиденьях аэропорта, чувствую я себя не лучшим образом, но сейчас это уже неважно: начался долгий путь домой. В тысяче километров отсюда меня ждет теплая постель и уют дома. А пока можно взглянуть вниз на облака и в который раз вслушаться в слова песни. So when the sun is coming up and you go, and there’s still so many things you don’t know…
Над облаками.
Когда я пролетаю над этим местом я как будто бы вижу что-то знакомое… И действительно, это тот самый мыс Колка, куда я хочу добраться в будущей поездке по Латвии на велосипеде. Вот уж не подумал, что увижу его из самолета! Совсем скоро самолет приземлится в международном аэропорту Рига, а уже завтра я вернусь домой.
От LIDO до LIDO
Вернувшись в Ригу, первым делом я направляюсь на поиски хостела, что удается не сразу. Вход в хостел с улицы не так просто найти, а никаких табличек мною обнаружено не было. В конечном счете я все же нашел его, но тут меня ждет небольшое разочарование: оплату по картам тут по какой-то непонятной причине не принимают. А наличных евро у меня оставалось мало, к тому же я планировал потратить их на отдых в Риге. Зато меня заселяют раньше положенного времени.
Элитный номер в хостеле.
Сам хостел называется Big Bed Hostel и с размерами кровати они не врут, они тут действительно большие. В остальном, конечно, он оставляет желать лучшего. Хотя учитывая цену и расположение все недостатки можно простить.
Сразу после этого я отправился в расположенное недалеко от хостела LIDO, где я наконец-то поел обожаемые мною картошечку и рыбные котлеты. Когда я выхожу на улицу начинается дождь, поэтому я возвращаюсь обратно в хостел и решаю переждать дождь под крышей, а заодно и вздремнуть. Ближе к вечеру я решил отправиться в «большое» LIDO, и изучив каким образом добраться до него на общественном транспорте, я иду на остановку. Правда, изучил я маршрут не очень хорошо, в итоге я уехал чуть ли не за город, и пришлось садиться на еще один автобус, чтобы вернуться обратно. В самом развлекательном центре все как обычно: вкусно, уютно и красиво.
Зарисовки из жизни латышей.
Это медведь. Нет, это сурок.
Известная всем мельница.
После этого я отправляюсь обратно пешком. Тут на пути мне уже встречается «не та Рига» — старые, обшарпанные здания, некоторые из которых совсем заброшены и стоят «без окон, без дверей». Зрелище не очень приятное и сильно контрастирующее с центром города. Закупив побольше вкусной латвийской еды в ближайшем Rimi (а заодно и удивившись тому, что даже при нынешнем курсе рубля многие продукты тут дешевле, чем в России), я возвращаюсь в хостел. Вставать мне опять нужно рано — автобус отходит в шесть утра.
Узнаю родные края
В этот раз мне пришлось добираться сначала до Пскова, а уже оттуда в Новгород. Прямой автобус ходит два раза в неделю и ждать его совсем не хотелось.
Через занавеску пробивается яркое утреннее солнце. Сегодня в Риге чистое небо без единого облачка. За окном автобуса сменяются пейзажи: мчатся деревья, сливаясь в одно целое с деревушками и полями. Впереди эстонская граница и Псков, где мне придется провести несколько часов перед отправлением автобуса до Новгорода.
Автобус оказался практически пустым — вместе со мной ехало еще два человека, так что границу я прошел очень быстро и к одиннадцати был уже во Пскове. Город встретил меня автовокзалом, половина которого находится просто в ужасном состоянии. Та сторона, где расположен зал ожидания видала и лучшие времена, и сейчас даже заходить туда противно. Зато с другой стороны, где расположены кассы, сделан новый ремонт, правда от советских очередей избавиться не удалось.
Сдав багаж в камеру хранения, я отправился на прогулку по городу. В запасе у меня было целых четыре часа, так что я решил потратить их на осмотр города, раз уж выдалась хорошая погода. Автовокзал расположен практически на выезде из города, так что добираться до центра, где расположена главная достопримечательность города — Псковский Кром, приходится долго.
Родные церкви.
Вообще во Пскове я был не один раз, но впервые я обошел практически весь центр города. В конечном счете, город мне не понравился. В общем и целом лучше всего отражает состояние города автовокзал. С одной стороны новый и отремонтированный, с другой — грязный и запущенный. И первая сторона — это только Кремль, во всех остальных местах вас ждет непередаваемая атмосфера большой деревни: разбитые тротуары, по которым вовсю ездят машины, святые ларьки и прилавки со стеклянными банками. Но в центре города, около Кремля, расположена очень аккуратная и красивая набережная, с которой открывается прекрасный вид на реку Великая.
Мост через реку Великая.
А если дойти до моста, то можно полюбоваться красотой Кремля. Вот так и живем: единственно на что можно любоваться — это то, что построено столетия назад. Хотя, если вспомнить родной Новгород, то там ситуация точно такая же. Но хотя бы вокзал недалеко от центра города.
История.
Купола и башни.
На часах — пора домой.
К сожалению, в конечном счете, Псков оставил скорее неприятное впечатление захолустного городка, где прогресс давно остановился и теперь медленно разрушается то, что было создано ранее. Особенно запоминающимся в этом плане оказалась прогулка по Октябрьскому проспекту, который тут вроде как является центральной улицей, но выглядит так, как будто бы там лучше никогда не появляться. Тут хорошо вспоминается Большая Санкт-Петербургская улица в Новгороде, где дальше Политехнического института от центра лучше не отдаляться во избежание культурного шока.
Наконец-то подходит время посадки на автобус и я узнаю родные края: водитель умудряется нахамить женщине, которая положила свой багаж не в то отделение (а откуда ей знать, какое «то»?). А потом он и вовсе хамил всем подряд, когда проверял багажные билеты. Тут хорошо вспоминается, как водители в Норвегии помогают пассажирам с багажом. Но это уже далеко не Норвегия.
Как тут было при советской власти, так и осталось… срамно, — проговорила старушка с соседнего сиденья глядя на открывающуюся из окна картину по пути из Пскова до Лудони. В салоне автобуса душно, вместо кондиционера на полную мощность работают вентиляторы, издавая громкое гудение. Автобус трясется на ухабах и выбоинах дороги через Феофилову Пустынь. Хорошо хоть здесь перестало ловить радио, на котором водитель автобуса слушал какой-то блатняк и дискотеку 80-ых, попутно делясь ей со всеми остальными пассажирами. За что я не люблю такое возвращение из Европы, так это за контрасты. Они иногда так сильны, что задумываешься: и как я вообще здесь живу?
За окном сменяются унылые пейзажи, а автобус потряхивает на разбитой дороге. Вот и все, мое путешествие подошло к концу.