В моей голове включился «таймер выживания»,
а перед моими глазами замелькали кадры ампутированных конечностей…
Впервые я проехал по Ильменю на велосипеде в начале февраля прошлого года. И тогда, вдохновившись волшебными эмоциями, я замыслил пересечь озеро и добраться до Коростыни по льду. Поэтому этой зимой я с нетерпением ждал когда же погода позволит устроить такую поездку и поначалу расстроился когда выпало достаточно большое количество снега — я был уверен, что лед на Ильмене стал непригодным для езды на велосипеде. Однако, вскоре в город вернулась плюсовая температура, которая продержалась несколько дней, а потом снова ударили морозы. Поэтому нужно было действовать, пока озеро не замело снегом опять.

Трек: endomondo

Сегодня после того, как я вернулся из поездки, меня спросили: «а нельзя было выбрать погоду получше?». И я ответил, что «мы выбирали не погоду, а день». Так что, когда мы определились с датой поездки, остановить нас не могло ничто, даже сильный юго-западный ветер в прогнозе погоды.
 Полярники выдвигаются.
 Балаклавы пришлись очень кстати.
Боремся со встречным ураганом.
И около половины десятого мы уже выгружали байки из машин на берегу в Сергово и готовились отправиться на другой берег Ильменя. Сразу стало ясно, что поездка эта будет нелегкой — ветер дул точно оттуда, куда нам предстояло ехать, а его сила заставила нас побеспокоиться о том, как мы проведем следующие несколько часов.
Привал у трещины.
  Одному Лехе не холодно.
Утепляйся — если хочешь быть здоров!
Когда мы выехали на лед стало очевидно, что добираться до другого берега мы будем долго, даже несмотря на то, что до него всего около семнадцати километров по прямой. Для ветра на озере нет никаких преград, и он набирает там поистине внушающую трепет силу: в среднем мы ехали со скоростью около десяти километров в час, при этом давалось это достаточно тяжело. Ветер был не только сильным, но и пронизывающим: холод пробирался по всему телу, и даже теплая зимняя куртка не была для него преградой, а ноги и подавно замерзли в самую первую очередь.
 Ледяная пустыня.
Он укажет путь.
По мере того, как уходили силы в сражении с мощным встречным ветром, ехать становилось все тяжелее. Немаловажным фактором оказалось еще и то, что противоположный берег всегда казался таким близким… Но он и не думал приближаться. Казалось что вот-вот и мы уже приехали, но не тут-то было: путь до него был вовсе не таким близким, как утверждало наше зрение. Своеобразным индикатором нашего продвижения было то, что высокий глинт в Коростыни читался все более ясно, по мере рассеивания дымки… Но в один момент, берега вокруг пропали совсем, даже близкий берег, к которому мы ехали начал теряться в белых тонах. Дело в том, что начался снег. На озеро как будто бы опустили белый занавес — вокруг бесконечная ледяная пустыня, где лед сливается с небом и появляется ощущение, что ты на бескрайних просторах, а вокруг нет ничего. По сути, именно такие ощущения я и хотел испытать. И снова крутить педали против чудовищного ветра, на этот раз в глаза летит снег, чем-то напоминающий град, по льду тянутся снежные потоки, подгоняемые ветром. В общем, складывается впечатление, что ты едешь где-нибудь на полюсе.
Вглядись в никуда.
 Снежные потоки на льду.
Силы подходят к концу.
Тяжело, медленно, но мы все-таки добрались до противоположного берега и устроили небольшой привал, укрывшись от ветра под глинтом. Подкрепившись, обсудив злободневные темы и вспомнив пару классических шуток, мы двинули обратно и Алексей доказал нам, что зимней резины иногда недостаточно, красиво завалившись на свежем льду. Мы, как настоящие друзья не стали ему помогать, а лишь посмеялись. Вскоре к лежащему на льду Лёхе присоединился и я, когда попытался слезть с байка и встать на лед. Ну а потом настало время ехать обратно.
За гранью реальности.
За наши страдания мы были вознаграждены — на этот раз этот ветер дул в спину и мы ехали вперед, совсем не напрягаясь. Но в этот раз перед нами не было ориентиров — впереди лишь белая, непроглядная мгла, а единственным, что могло подсказать курс было направление ветра, а точнее потоков снега на льду. По сути, по ним мы и ориентировались. Увереннее всех курс держал Иван, когда я посмотрел трек, чтобы сверить курс, оказалось, что Ваня ведет нас точно по нашему же маршруту.
Снежная буря.
Время от времени, на нашем пути появлялись трещины во льду, хотя лучше сказать «расколы» льда. Это трещины в льдинах, которые простираются на километры через все озеро. Если я не ошибаюсь, то от Коростыни до Сергово встречается около пяти таких трещин, которые нужно преодолеть. Когда мы ехали обратно, мы все же несколько сбились с пути и подъехали ко второй трещине не в том месте, где мы пересекали ее, когда ехали в Коростынь. Когда я приблизился к ней, то сразу понял, что в этом месте перебираться через нее не стоит, поэтому свернул и начал двигаться вдоль нее, пока не нашел безопасное место для переправы.
Типичный раскол, занесенный снегом.
Правда безопасным оно было лишь в моей голове. Подъехав к трещине на небольшой скорости, я медленно выехал на нее передним колесом, а потом время замедлилось. На моих глазах переднее колесо провалилось вниз и начало погружаться в мутную ильменьскую воду, увлекая за собой меня. На тот момент, я еще не понимал всей серьезности ситуации, хотя в любом случае уже ничего сделать не мог. Когда переднее колесо скрылось под водой я слетел с байка и рухнул в ледяную воду, сразу провалившись по грудь. От «полного погружения» меня спасло лишь то, что трещина была достаточно узкая и мне удалось схватиться за нее руками. Холод от воды я ощутил мгновенно и всем телом, и инстинктивно начал хвататься за лед, но первая попытка завершилась провалом — схватиться на льдине было не за что, и тяжелая промокшая одежда потянула меня вниз. Тогда я рванулся вперед еще раз и на этот раз мне удалось выбраться на лед. Ни секунды не раздумывая, я повернулся назад и увидел, что мой ненаглядный кубик почти полностью погрузился в воду, а на поверхности торчит лишь небольшая часть задней покрышки. Не желая расставаться с любимым байком, я вцепился в колесо, и потащил байк наверх. Далось мне это весьма легко и через несколько мгновений я уже стоял на льду, мокрый насквозь и с байком в руках. Стоит отметить, что все это произошло за считанные секунды, а не, как может показаться, за длительное время.
Практически не видно края.
После того, как я выбрался на лед, перед моими глазами сразу замелькали кадры из поездки наших товарищей из Екатеринбурга — отмороженные конечности и ампутированные пальцы. В моей голове включился «таймер выживания» и я понял, что должен максимально быстро добраться до машины, где лежал комплект сухой одежды. Сказав Лёхе что-то вроде «ну я погнал», я влез на байк и помчался к берегу. Судя по треку, от того места, где высота над уровнем моря отображается как минус три метра, до берега оставалось еще около шести километров.
Возвращение домой.
Через минуту мой байк начал покрываться коркой льда и превратился в «сингл-спид», потом я остался и без тормозов — льдом покрылись не только роторы, но и сами тормозные ручки. Через несколько минут моя одежда стала покрываться льдом и «встала колом». Когда я собрался остановиться и достать навигатор, то на руле остались мои перчатки, которые благополучно к нему примерзли. Холод обжигающими волнами расползался по всему телу, но больше всего меня беспокоили ноги: на ходу я изо всех сил старался шевелить пальцами, но очень скоро уже не смог делать этого и перестал их чувствовать. Конечно, неприятно чувствовать боль от холода, но те, кто хоть раз обмораживался, знают, что хуже всего — это не чувствовать боли. Мысли об этом нагнали на меня страх или даже ужас, но быстрее я ехать не мог: из-за обледеневшей одежды и байка мне и на текущей скорости было несладко. Вскоре вдали показался берег и я понял, что несколько сбился с пути. Так что, когда я разглядел силуэты куполов, мне пришлось развернуться почти на девяносто градусов и продолжить путь с боковым ветром. Надо признать, что это даже хуже встречного ветра — байк становится очень опасным и неуправляемым даже на шипованной резине.
Даже незаметно.
Однако, вскоре я разглядел наши машины и мне стало немного спокойнее. А через несколько минут я уже загружал велосипед в машину и переодевался, спрятавшись от жуткого ветра в салоне авто. Когда я переоделся, как раз подъехали все остальные — Владимир, Лёха, Ваня и Антон. Потом горячий кофе, батончик мюсли и тепло от печки. В этот раз на премию Дарвина меня все же не номинируют.
И чего это они?..
Хочется сказать спасибо моим товарищам, которые составили мне компанию, а в особенности Алексею, который пытался помочь мне достать байк (правда, я ему этого не позволил сделать, поскольку в режиме безумия вцепился в него сам), предложил свой, чтобы быстрее добраться до берега, а затем отправился за мной в погоню, чтобы убедиться, что я нигде не завалился и не вмерз в лед. Поездка выдалась шикарной, с «изюминкой» и приключениями, ну и к тому же я исполнил свою давешнюю мечту.
Станислав
iwatkot@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *