Эмоции, которые спустя года заставят тебя включить любимую песню
и окунуться в воспоминания, разглядывая фотографии.
На границе меня встретили все теми же вопросами: зачем я везу велосипед и сколько он стоит. Но в этот раз я уже знал, что это лишь простая формальность, а мысли мои были в сотнях километрах от границы с Эстонией. Где-то там впереди меня уже заждались латвийские сосновые леса, расплавленный солнцем песок и ледяная вода Балтийского моря. Нога сама вжимала педаль газа, а в салонном зеркале я видел лежащий в багажнике велосипед. Тот как будто бы подмигивал мне, ожидая приключений.
Хотя с моего
последнего визита прошло совсем немного времени, мой подход к поездкам заметно изменился. Теперь маршруты под сотню километров меня уже не особо пугали, а заодно, после долгих шести лет вместе, я все же распрощался со своим старым велосипедом и обрел нового спутника. Так что теперь собирался покорять латвийскую природу на новеньком байке.
Понедельник
Сегодня я был полон сил и энергии и мне было практически все равно куда ехать, лишь бы ехать, а не сидеть дома. На улице стояла традиционная (как я уже решил) латвийская погода — жара, солнце и ветер, а я в который раз изучал карты Google. Особо долго искать точку интереса мне не пришлось, моя любовь к водоемам сразу напомнила о себе: когда всего в паре десятков километров южнее я заметил довольно внушительное водохранилище и ГЭС, то все вопросы сразу же отпали. А учитывая огромное количество лесных дорог в Латвии, закольцевать маршрут удалось легко и просто.
А у вас что на заднем дворе?
Начать сегодняшнюю поездку я решил с весьма непродолжительного осмотра прилегающего к Zaķumuiža соснового леса с песчаными холмами. Стоит отметить, что перепады высот здесь очень даже внушительные, по крайней мере для человека, который привык жить на новгородских болотах, где никаких возвышенностей не бывает в принципе. Однако, ездить по этим горкам не так уж и просто, во многом из-за того, что в некоторых местах песок оказывается довольно глубоким и велосипед быстро теряет управление, а заодно и скорость. Долго кататься здесь я не стал и решил, что пора ехать по намеченному маршруту, ведь планы на сегодня у меня были нескромные.
Странная инсталляция.
В этот раз мне предстояло около двух десятков километров езды по федеральной трассе. На машине я уже не раз ездил по ней, и, честно говоря, перспектива ехать по ней на велосипеде меня не особо вдохновляла. Дело в том, что обочина на трассе довольно узкая, а поток транспорта при этом очень плотный, к тому же изобилует фурами. Поэтому, желая как можно скорее съехать с этой дороги, я решил не затягивать «удовольствие» и старался держать быстрый темп. Этому способствовали и постоянно проносящиеся мимо большегрузы, которые подгоняли меня воздушным потоком, так что до Saulkalne я доехал очень быстро, и там же свернул с оживленной трассы и попрощался с шумом автомобилей.
Река Daugava.
Теперь мой путь пролегает мимо небольших коттеджных поселков, и, судя по всему, места эти весьма престижные — большинство домов построены в современном стиле и выглядят достаточно дорого. Впрочем, учитывая, что дома эти расположены в каких-то двух десятках километрах от столицы Латвии, да еще и на берегу одного из национальных символов страны, это не удивительно. Кстати Даугава — это та самая река, которая разделяет Ригу надвое, а еще в некоторых районах города на реке можно встретить лебедей.
Местная фауна.
По мере приближения к Ogre, я проезжаю очень красивую набережную. Несмотря на то, что сегодня будний день, на набережной прогуливается очень много людей, а я сам им даже немного завидую: как это прекрасно — иметь возможность прогуляться в подобном месте. Прогуляться по тихой и уютной набережной, забыв о шуме города.
Прическа велосипедиста.
Еще немного и я въезжаю в город Ogre и отправляюсь на поиски места для отдыха. Главная дорога, проходящая через весь город, параллельна реке, поэтому долго искать мне не приходится: почти сразу я замечаю съезд вниз, к городскому пляжу на берегу Даугавы.
Приехали.
Как ни странно людей здесь оказывается не так много, и я решаю, что нужно искупаться. Кстати на берегу я обнаружил довольно забавный, с моей точки зрения, памятник. Так и не выяснив его правильное название, сам для себя я нарек его «вечная память забытым шлепанцам».
А вот он, памятник.
В самом города надолго задерживаться я не стал, хотя один раз повернул не туда и немного заплутал. Но потом, сверившись с картой, я выехал на шоссе и поехал по намеченному маршруту. Довольно долго я ехал по идеальному асфальту, но, вскоре после развязки, асфальт неожиданно перешел в пыльный, каменистый грейдер. Будучи уверенным в том, что это продлится недолго, я старался не расслабляться и не жалел сил. Но, как это часто и бывает, мой оптимизм внушил мне ложную уверенность.
Последствия пыльных дорог.
Километр за километром я ехал по пыльной дороге, а мой велосипед (да и я сам) покрывался толстым слоем пыли. А между тем еды в моем рюкзаке уже не осталось. Правда карта подсказывала, что скоро я выберусь на крупную дорогу, где, как я считал, наверняка будет асфальт. Ведь что это за крупная дорога без асфальта?
Сложный выбор.
Но тогда я даже не знал, что меня ждет не совсем обычная дорога. К несчастью, после развилки я оказался на все том же пыльном грейдере, только теперь к сложностям прибавился сложный рельеф. Дорога постоянно то поднималась, то опускалась, иногда подъемы были затяжными и очень сложными, так что я довольно быстро выбился из сил. К тому же, по дороге то и дело проезжали машины, поднимая за собой клубы пыли.
Спуск вниз.
То, что я еду по своеобразной насыпи, до меня дошло не сразу. Но когда я начал смотреть по сторонам, то обнаружил, что я нахожусь буквально на вершине песчаного хребта. И я не мог понять с какой целью была сделана настолько высокая насыпь, если в конечном счете на ней не было сделано нормальное асфальтовое покрытие. Лишь спустя десяток километров, когда я добрался до очередной развилки, я понял что я только что видел.
Чарующие латвийские указатели.
Рядом с дорожными указателями я увидел информационную табличку, которая рассказывает о заповеднике под названием Lielie Kangari. И именно оттуда я только что приехал. Оказывается дорога, по которой я ехал — это оз. На самом деле само слово «оз» стало для меня открытием, потому что я никогда его не слышал до этого. Оз — это своего рода хребет, сильно напоминающий искусственную насыпь, образовавшийся в результате движения ледника. Lielie Kangari (переводится как Большой Кангари) имеет протяженность более двадцати шести километров, а самый высокий его участок (по которому я и проехал) растянулся на семь километров. Высота оза в некоторых местах достигает двадцати семи метров и выглядит это просто невероятно. Любопытно, что дорога здесь намеренно проложена по хребту и считается одной из самых живописных дорог в стране, хотя одновременно и одной из самых опасных. Оно и понятно: постоянные повороты, перепады высоты и два десятка метров обрыва за обочиной. Не хотел бы я оказаться там зимой.

Вид сверху. Оригинал фото вы найдете здесь.
К сожалению, найти достаточно информации на русском или английском языках мне не удалось, а перевести статьи с латышского оказалось слишком сложно. Но кое-что мне все же удалось выяснить. Существует легенда, что когда-то по этим местам шел Дьявол и нес на плечах мешок с солью. Мешок этот оказался дырявым и соль постепенно высыпалась, так и появился этот хребет, который теперь является государственным заповедником.
Дальнейший мой путь представлял из себя довольно суровый каменистый грейдер, а пару километров мне и вовсе пришлось ехать по щебню, так что окончание поездки вряд ли можно назвать расслабляющим. Потом я доехал до Ropaži, а до дома добрался уже знакомой мне дорогой.
Среда
Трек: endomondo
Вдохновившись своей поездкой по песчаному хребту Lielie Kangari, я сразу задумался о том, что где-то неподалеку наверняка скрывается его младший брат. И я не ошибся. Всего в двадцати пяти километрах от моего временно пристанища в Европе, я обнаружил заветные слова Mazie Kangari, то есть Малый Кангари. Как и его старший брат — это оз, образованный в результате движения ледника, правда он гораздо меньше по протяженности, но при этом не сильно уступает по высоте. Именно туда я и решил направиться, выбрав один из самых простых путей по уже знакомой мне дороге через Tumšupe.
Карьер на территории заповедника.
Погода сегодня уже не радовала: небо было затянуто серыми тучами, несколько раз накрапывал мелкий дождь, а сильный ветер пытался мешать езде. Но куда ему тягаться с велосипедистом, который поставил себе цель?
Около карьера.
Где цивилизация и природа сталкиваются.
Совсем рядом с Mazie Kangari я обнаружил песчаный карьер, и, разумеется, просто не смог не объездить там все вдоль и поперек. Правда ездил я там ровно до того момента, пока откуда-то не появились рабочие и не начали на меня как-то неодобрительно смотреть. Тогда я предпочел оттуда поскорее ретироваться и направился к озу.
Заброшенное место.
И хотя этот Кангари якобы маленький, но перепады высоты тут куда серьезнее. Все дело в том, что при тех же разницах высот, Mazie Kangari куда короче своего собрата, поэтому езда на велосипеде тут может оказаться не такой простой задачей, как кажется на первый взгляд. К счастью дорога тут куда лучше, да и транспорта почти нет. Поэтому в определенном смысле маршрут этот приятнее и спокойнее.
График высоты над уровнем моря.
Вид вниз с обочины дороги.
Спуск с оза был настолько крутым и продолжительным, что мне удалось набрать приличную скорость за 40 км/ч, при этом практически не крутя педалей. Правда извилистая дорога с грунтовым покрытием внушала определенные опасения и мне постоянно приходилось подтормаживать. Но счастье это длилось недолго, ведь продолжительность оза немногим более трех километров, так что очень скоро я буквально вылетел на основную дорогу и попрощался с еще одним латвийским заповедником.
Латвийское полюшко.
А теперь по обе стороны от дороги простирались золотистые колосящиеся поля. Из-за сильного ветра по ним постоянно проносились волны, а я просто сидел на обочине дороги и слушал как шумит поле.
Дающие жизнь.
Мимо неспешно проезжали машины, а водители с удивлением смотрели на сидящего у обочины велосипедиста. А я просто улыбался и не хотел двигаться с места. Иногда можно найти свой уютный уголок в таком неожиданном месте. Или найти момент тишины в таком шумном месте.
Веломаршрут.
По превосходному асфальту я очень быстро добрался до местечка под названием Sidgunda, после которого свернул с асфальтовой дороги и снова насладился латвийским каменистым грейдером. Думаю, вы поняли, что слово наслаждение тут использовано в переносном смысле. Впрочем, ничего особо ужасающего там не было: ехать было относительно легко, а транспорт встречался крайне редко. На пути мне повстречался знак предупреждающий о коровах, а чуть дальше я понял, что установлен он здесь не просто так: дорогу мне действительно преградило стадо коров.
Опасные коровки.
Ты чьих будешь?
Это наша дорога.
Прямо посреди дороги стояло три коровы, на обочине паслась еще парочка. Сначала я хотел проехать мимо животных на велосипеде, но что-то в их взгляде заставило меня остановиться. Не скажу, что я боюсь коров, да и вообще любых других не хищных животных, но эти коровы реально выглядели подозрительно. Да, именно так: подозрительные коровы. Они просто стояли посреди дороги, не двигались с места и пялились на меня. Вот уж не знаю о чем они думали и проходить рядом с ними было немного не по себе, но куда деваться?
Косплей дорожного знака.
В этот раз я объехал Большой Кангари с северной стороны и снова возвращался домой через Ropaži. В мышцах чувствовалась легкая усталость после непростого маршрута, а в голове звучал лишь один вопрос: а куда же поехать в следующий раз?
Четверг
Сегодняшняя моя поездка началась с маршрута вдоль реки Lielā Jugla до Ropaži. Правда в этот раз дорога оказалась совсем не такой пустынной, как в прошлый раз: за несколько километров до деревни я столкнулся со стадом лошадей.
Торопится на фотосессию.
Ну давай же, фотографируй. Смотри какой я красивый!
Несмотря на то, что я очень люблю лошадей, во мне все равно оставалось некое опасение, поэтому когда на моем пути появилось огромное белое животное, я невольно остановился и принялся думать как мне с ним разойтись.
Ты не пройдешь! И не проедешь.
К счастью, из ниоткуда появился пастух на велосипеде и, будучи настоящим джентльменом, отогнал лошадей с дороги, а я продолжил свой путь дальше. Теперь я направился к югу от того места, где был вчера, чтобы прокатиться по лесу, который подозрительно напоминал питомник из-за явно размеченных дорогами прямоугольных участков.
Может так выглядят врата рая?
Места здесь действительно оказались просто волшебные. Аккуратные, ровные грунтовые дорожки прорезающие лес, полный огромных хвойных деревьев. Но, к сожалению, участок этот оказался довольно коротким и вскоре с лесом мне пришлось попрощаться.
Чудеса за каждым поворотом. И даже без поворотов.
Семья деревьев.
Теперь я вернулся на асфальтовую дорогу и поехал куда глаза глядят. Я часто пользуюсь подобной тактикой (если это можно так назвать) в новых местах. Во многом четко распланированный маршрут — это, конечно, хорошо, ведь ты так гарантированно не проедешь мимо чего-нибудь интересного. С другой стороны так теряется некий дух приключений и неизвестности. Однако, в этот раз эта неизвестность привела меня в маленькую и уютную деревушку, где я нашел весьма впечатляющую церковь Allažu.
Allažu baznīca.
Стоящая на пушистом выстриженном газоне, спрятавшись в густой листве зеленых деревьев, она выглядела просто прекрасно, даже немного сказочно.
Привал возле церкви.
Российский турист на отдыхе. Ломаем стереотипы?
Жара на улице стояла просто невыносимая. Конечно жара — это не так плохо как холод, но все же свои последствия такие погодные условия имеют. Особенно когда ты не просто лежишь и загораешь, а крутишь педали несколько часов кряду. И снова асфальтовая дорога сменилась лесным грейдером, ехать по которому было одно удовольствие. Сосны, песок, солнце и голубое небо. Ощущение безграничной свободы…
Любимые стога.
Дорога несколько раз чередовалась: асфальт, грунтовка, асфальт, грунтовка… Пока в конечном счете я не выехал на песчаную дорогу, ехать по которой оказалось уже невозможно. Песок здесь был настолько глубокий, что велосипед мгновенно в нем увязал и дальнейшие попытки крутить педали становились лишь бессмысленной тратой сил.
Приключения начинаются.
Немного лесной красоты.
Унывать я не стал, поэтому просто слез с велосипеда и пошел пешком, напевая себе под нос песенки. Так что когда количество песка под ногами стало уменьшаться, я даже не сомневался: все дело в правильном настрое. И вскоре я уже на всех парах мчался к дому, вспоминая об оставленных на столе булочках со шпинатом.
Вторник
Трек: endomondo
Когда отпуск подходит к концу, хочется сделать что-нибудь этакое. Придумать себе занятие, которое отгонит мрачные мысли о том, что твои приключения вот-вот закончатся. Получить те яркие эмоции, которые затмят все твои переживания, а спустя года заставят тебя сесть за компьютер, включить любимую песню и окунуться в воспоминания, разглядывая фото. Я не могу сказать, что же такого особенного было в моем сегодняшнем приключении, но оно навсегда осталось в моей памяти и во многом определило мое будущее.
Легкий даунхилл.
Добро пожаловать в Silakrogs.
Сегодня я решил ехать к морю. Ну не правда ли глупо: находиться всего в каких-то тридцати километрах от моря и ни разу туда не съездить на велосипеде? Поэтому в свою последнюю поездку в отпуске я решил наверстать упущенное. Неподалеку от того места, куда я собирался ехать, я нашел пометку природного парка Piejūra, и маршрут сразу обрел свои очертания.
Лесные дороги начинаются здесь.
Интересная часть моего маршрута началась после того, как я миновал село Garkalne, которое несмотря на свой небольшой размер оставило у меня очень положительные впечатления. Традиционно для маленьких латвийских деревушек там было очень чисто и уютно. Оказавшись в таком месте сразу чувствуешь себя как дома, и вроде даже уезжать никуда не хочется. Разумеется я не стал искать легких путей и отказался от затеи ехать по асфальтовым дорогам. Серьезно? Ехать в Латвию, чтобы гоняться по асфальту? Вот уж нет.
Поэтому я очертя голову ринулся в лес и начал искать путь в сторону Ādaži. Сделать это оказалось несложно, хотя покрытие дороги местами немного подкачало. Я вновь столкнулся с глубоким песком, так что некоторые участки приходилось преодолевать пешком. Но жажда приключений заставляла меня двигаться только вперед.
Мост в Ādaži.
Вскоре я добрался до города Ādaži, который является административным центром одноименного края, но несмотря на это в нем еще чувствуется уют маленьких деревушек. Сам город расположен на реке Gauja, а потом здесь повсюду можно полюбоваться прекрасными видами.
Вид на Ādaži со спутника.
Обычный городской вид.
После этого прелестного городка я направился в сторону Carnikava, откуда до выхода к морю оставалось уже совсем немного. Это местечко мне тоже пришлось по нраву, тут тебе и небольшой парк и даже стадион и как обычно аккуратные и чистые улочки. Посещать такие места — сплошное удовольствие. Но задерживаться я здесь не стал, ведь меня уже ждали природный парк и берег Балтийского моря!
Песчаная дорога неподалеку от берега.
Правда от берега меня отделяло еще около пяти километров леса. Леса, через который проходят тропы с довольно глубоким песком. В действительности ехать оказалось не так сложно, ведь дорога постоянно шла под уклон, а я невольно задумался: а как я поеду обратно? Но глупо было думать об обратной дороге еще даже не достигнув своей цели.
Отмели наводненные чайками.
На берег я выбрался пешком, с велосипедом на плече. Песок здесь был таким глубоким, что даже идти по нему было сложно, но, когда я приблизился к линии прибоя, то понял, что там я легко смогу ехать. И, разумеется, именно это я и сделал.
Место, где встречаются море и река.
На берегу здесь огромное количество отмелей, прерывающихся неглубокими участками воды. И вот тут-то я и дал себе волю. Набрав довольно высокую скорость я с безотчетным счастьем влетал в соленую морскую воду на велосипеде. Во всю сторону летели брызги, в которых яркое августовское солнце отражалась десятками солнечных зайчиков, в груди бешено стучало сердце, а меня самого переполняла такая безумная радость, что хотелось кричать. Честно говоря сдерживать себя я не стал, так что скоро отдыхающие на пляже были напуганы безумными криками счастливого человека.
По берегу я доехал до того места, где река Gauja впадает в море, и решил устроиться на отдых. На улице было очень жарко и после весьма динамичной езды по берегу вся моя одежда была насквозь мокрая от морской воды. Поэтому я развесил мокрую экипировку на велосипеде и побежал в воду. Традиционно вода в Балтийском море была очень холодной, но, как ни странно, теплее чем обычно.
Одиночество девяностого уровня.
Я вышел на берег и сел на песок. Издалека доносились крики чаек, которые облюбовали отмели в паре сотен метров от берега. Тихо шелестел прибой, а солнце все так же беспощадно палило, пробиваясь через едва заметную дымку на безоблачном небе. Кажется, что в такие моменты больше ничего в этом мире не нужно, но это лишь кажется. Странно, но я отчетливо помню как в этот момент в моей душе начало нарастать волнение, как будто бы я знал, что скоро эти места останутся лишь в моей памяти и я еще долго не смогу вернуться сюда. Я посмотрел вперед, туда где заканчивается море и начинается небо, и пообещал себе, что я вернусь сюда во чтобы то ни стало.